В Уфе вопрос обновления подвижного состава электротранспорта до сих пор остаётся актуальным. Если ситуация с троллейбусами начала улучшаться (в 2023-2024 гг. обновлено 25 троллейбусов), то по трамваям обновления не было с 2012 года. Тогда городом было закуплено пять единиц КМ 71-623. Средний возраст трамвайного парка составляет 35 лет, самый старый эксплуатируемый трамвай 1972 года выпуска.
Как отметил директор Управления инфраструктурой транспорта Уфы Олег Хмарин, общее число трамваев составляет 146 ед., но ежедневно на линии эксплуатируется только 30 трамваев в связи с отсутствием водителей. Трамвайный парк представлен в основном вагонами КТМ модификаций 608, 619 и 623 в южной части города и вагонами ТАТРА Т3, Т3М и МТТЧ в северной части. Износ парка свыше 98 %.
За последние годы предлагались различные решения по обновлению подвижного состава и комплексной модернизации инфраструктуры. Велась проработка проведения капитально-восстановительного ремонта своими силами по примеру Ижевска, а затем с участием белорусских партнеров Белкоммунмаш по примеру Новосибирска. Несмотря на высокую степень проработки этого проекта в жизнь он так и не пошел из-за достаточного на тот момент финансирования и потенциальной возможности реализации концессионного соглашения.
Взвесив все «за» и «против» было принято решение пойти другим путем, который, наверное, не получится масштабировать на какой-либо еще город – и дело именно в получении трамваев Песа Фокстрот или 71-414 от Москвы. Отметим, что Уфа не первый раз получает от столицы подвижной состав. В прошлом году доставили семь ТАТР (МТТЧ), которые также ездят сегодня в Черниковке.
- Огромная работа была проделана длиною в год для того, чтобы первый вагон приехал в Уфу из Москвы. Сейчас мы привезли уже девять единиц. Огромное спасибо в этом Ратмиру Рафиловичу, потому что только при его личном участии трамваи решили передать Уфе, – отметил Олег Хмарин. – Когда только первая новость появилась об этом в СМИ, то многие высказывали мнение о том, что по рельсам Уфы они не поедут. Но они поехали. Сегодня на линии работает четыре трамвая. Остальные мы планомерно готовим к работе.
Трамваи перевозили тралами, осуществляя их подъем домкратами внутри Краснопресненского депо в Москве, погрузки на трал и по прибытию в Уфу уже разгружали их так же домкратами в депо. Для процесса погрузки требуется 12 домкратов. Перед отправкой вагон проходит регламентные работы с заменой определенных запасных частей сотрудниками метрополитена. На этих вагонах одним из проблемных мест является втулка редуктора, Москва ставит новые. Также при необходимости производится локальный кузовной ремонт с заменой и покраской кузовных элементов (стекол, дверей, бамперов). В целом, трамвай готовят так, чтобы он мог сразу поехать.
- Мы прекрасно понимаем, что инфраструктура для таких вагонов на тот момент была не готова. Это касается и путей, и контактной сети, и тяговых подстанций. Стоял вопрос, как быть с рекуперацией и выбросом энергии при торможении обратно в контактную сеть. Здесь хотим поблагодарить наших московских коллег. Они на неделю приехали к нам и помогли обследовать всю трамвайную инфраструктуру. Указали нам на узкие места, которые мы постарались оперативно исправить. Провели ряд работ в рамках содержания и текущего ремонта путевого хозяйства, устранили неровности стыков, провели выборочную замену шпал, – подчеркнул директор УИТ г.Уфы.
При первой обкатке были выявлены места соприкосновения трамвая с асфальтобетонным покрытием, а также наличие односторонних просадок рельсового полотна. Все выявленные недостатки были устранены до выпуска трамваев на линию для осуществления перевозок пассажиров.
Однако надо понимать, что такие вагоны требовательны к состоянию верхнего строения пути. Поэтому на будущий год, при личном участии Радия Хабирова и Ратмира Мавлиева начнут капитальный ремонт путей на маршруте № 5, в этом году приступают к проектированию.