17 июля в Уфе состоялось подписание соглашения о передаче городу арт-объекта «М-105ПФ». Это копия легендарного авиационного двигателя под названием «Мотор Победы», производившегося в столице Башкортостана и определившего превосходство советской авиации в небе.
Свои подписи в документе поставили глава Администрации Уфы Ратмир Мавлиев и управляющий директор ПАО «ОДК-УМПО» Евгений Семивеличенко. Перед этим участники мероприятия возложили цветы к стеле «Уфа – город трудовой доблести». Сам арт-объект расположился в сквере недалеко от монумента.
– Это очень знаковое и приятное событие для нас. Стеле уже несколько лет, и мы долго думали о концепции, как дальше развивать территорию возле нее, что здесь должно появиться. Сама монументальность трудового города подразумевала, что мы должны наполнять эту локацию подвигами. Спасибо УМПО за этот арт-объект, который занял красивое, знаковое место в этом парке, – отметил Ратмир Мавлиев. – Сегодня мы уже обсудили планы о том, что здесь будет размещено дальше. УМПО также изготавливает капсулу времени, которую наши последователи вскроют на 500-летие Уфы. Следующим шагом является размещение нефтекачалки, потому что и самолеты, и танки во времена Великой Отечественной войны заправлялись нашим топливом. В ближайшее время появятся якоря, поскольку эвакуация из промышленных предприятий происходила по воде. Считаю, что это достойное место, где можно провести время, рассказать о подвиге наших предшественников.
Мэр Уфы также подчеркнул, что важно не забывать и о нынешних героях – тех, кто сегодня находится в зоне проведения специальной военной операции.
Уфимское моторостроительное производственное объединение в 2025 году отметит свой вековой юбилей. Сегодня, 17 июля, ему исполнилось 99 лет. Несмотря на то, что в день рождения принято получать подарки, предприятие в преддверии 100-летия само преподнесло городу презент в виде арт-объекта, ставшего первым экспонатом музея под открытым небом, который будет рассказывать гостям о славных подвигах Уфы.
Авиационный поршневой мотор М-105ПФ (пушечный форсированный) был разработан опытно-конструкторским бюро под руководством В.Я. Климова, трудившегося в составе ордена Ленина завода № 26 Наркомата авиационной промышленности СССР – ныне ПАО «ОДК-УМПО». Выпускался серийно с 1942 г. «Мотор Победы» мощностью 1200 л.с. устанавливался на истребителях семейства «Як» и ЛаГГ-3. С 1942 по 1945 гг. в Уфе было произведено более 35 тыс. М-105ПФ. Его копия для открытой экспозиции выполнена в масштабе 1:1 из металлокаркаса, полиэфирной смолы и металлической пудры. Ширина объекта – 798 мм, высота – 941 мм, длина – 2027 мм.