Как сохранить лес?
Опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 21 июля 2009 г. № 140 (11288)
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 17/5 от 2 июля 2009 года объявлены повторные публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицей имени города Галле, проектируемым Западным шоссе, улицами Шафиева, Рихарда Зорге. Заказчик - ЗАО "Баштур", документация разработана проектным институтом ЗАО "Башкиргражданпроект". Слушания пройдут 15 августа в 10.00 в здании Администрации Октябрьского района столицы, где представлены демонстрационные материалы.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ после 1 января 2010 года без утверждения установленных законом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий нельзя осуществлять никакую градостроительную деятельность: ни строительство, ни реконструкцию, ни перепрофилирование объектов.
По проекту уже проводились публичные слушания - 1 апреля 2008 года, по результатам которых он был отклонен и направлен на доработку. На этот раз "Башкиргражданпроект" представил проект с устраненными замечаниями, поступившими тогда от жителей. Проект планировки территории выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно корректировке Генерального плана развития города, прошедшей публичные слушания с положительным результатом и принятой решением Совета городского округа № 14/4 от 4 августа 2006 года.
В документе учитывается, что территория, ограниченная указанными выше улицами, является въездной зоной со стороны Казани и Затона на Уфимский полуостров и в соответствии с этим в районе существующего Южного автовокзала должен быть сформирован крупный общественно-деловой комплекс, который станет украшением города с точки зрения формирования новой архитектуры, и важным звеном при организации парковой зоны на западном склоне полуострова.
Современное состояние существующего на данной территории лесопарка не соответствует необходимым и установленным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В лесопарке в большом количестве установлены металлические гаражи, погреба. Поэтому, в соответствии с проектным решением, предполагается расчистка свалок, рубка старых и больных деревьев, облагораживание леса с целью создания полноценной рекреационной парковой зоны для жителей города. Здесь предлагается сохранение и использование ландшафтного окружения - устройство мест отдыха горожан, где будут беседки, детские площадки, пешеходные и велосипедные дорожки, зимой - лыжные трассы. Некоторые участки склона планируется использовать для организации тематического парка.
Капитальное строительство в зоне насаждений проектом не предусмотрено. Поэтому беспокойство горожан по поводу возможного возведения жилых домов и общественных зданий, торговых центров в лесной зоне необоснованно.
Основной задачей проекта планировки является решение проблемы организации транспортных связей между существующими территориями жилых микрорайонов с зонами проектируемых общественных центров и рекреации, прилегающих к ним. Необходимость упорядочения транспортной сети, обеспечение проездов к существующим микрорайонам - это и требование Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Предусмотренные проектом улицы №№ 2 и 3 должны разгрузить улицу Рихарда Зорге. А пешеходно-транспортная магистраль районного значения в продолжении улицы Братьев Кадомцевых соединит проспект Октября с проектируемыми общественно-деловым центром на пересечении улиц имени Города Галле и Рихарда Зорге и транспортно-пересадочным узлом "Забельский" возле моста через реку Белая. Улица № 2 даст возможность подъезда как к микрорайонам, так и к больничному комплексу с южной стороны города. Проектом предлагается также интенсивное озеленение магистралей.
Генеральным планом развития города Уфы в основу схемы транспортного каркаса столицы положена система дублирующих меридиональных магистралей, пронизывающих всю урбанизированную территорию города от аэропорта и района Демы на юге до Благовещенского района на севере. Предложена система трех скоростных меридиональных направлений - Западного, Центрального и Восточного. При этом основная задача Западного и Восточного магистрального направления состоит в отводе транзитного и части грузового автотранспорта на периферию города за пределы селитебных территорий. В соответствии с положениями Генерального плана Западное шоссе проходит ниже по отметке рельефа существующей железной дороги.
Сегодня, понимая значимость данного проекта планировки для будущего развития территории, многие горожане высказываются за его утверждение. Тем не менее есть противоположная точка зрения - в основном у владельцев металлических гаражей, погребов, которые, боясь сноса временных самовольных построек, расположенных в лесной зоне, выступают против.
Необходимо отметить, что проектом предусмотрены специальные территории для организации подземных паркингов и стоянок длительного и кратковременного хранения автомобилей, современные многоуровневые гаражи, места в которых будут реализованы жителям данного района по себестоимости.
Законодательством предусмотрены различные формы участия граждан в местном самоуправлении. Создание инициативной группы граждан, ее участие в обсуждении проекта планировки свидетельствует о достаточно высокой активности жителей. С другой стороны, та же "инициативная группа", которая сегодня выступает против утверждения проекта планировки и якобы за сохранение лесопарка (повторяем, что проектом предполагается сохранение зеленых насаждений) не выступила с предложениями и ничего не предприняла для облагораживания зеленой зоны, очистке территории от мусора.
Проект планировки территории прошел все стадии согласования, получил одобрение членов Градостроительного совета. В проекте учтены все предложения и замечания жителей, высказанные в ходе подготовки и проведения первых публичных слушаний: предложена транспортная схема, осуществляющая связь между микрорайонами, больничным комплексом, общественно-деловой зоной и зоной рекреации, учитывающая градостроительную ситуацию, сохраняющая существующие зеленые насаждения. Исключена улица районного значения, проходившая ранее через рекреационную зону.
Документ, утвержденный в установленном порядке, станет основой для разработки следующих стадий проектирования, благоустройства территорий микрорайонов, парков, создаст условия для устойчивого развития, комфортного и благоприятного проживания на данной территории.